Одной из достопримечательностей столицы Приморского края является фуникулёр (именно через «ё» с двумя точками — так написано над павильонами станций). Это необычный вид транспорта, больше похожий на аттракцион. Выглядит все более чем непривычно — крошечный, почти игрушечный «трамвайный» вагон, карабкающийся наверх по довольно-таки крутому холму, простите, по склону сопки, конечно… Мы же в Приморье.
Историки утверждают, что фуникулёр был изобретен в Австрии более пяти веков назад и первоначально использовался для снабжения продовольствием замка, расположенного на вершине горы. Владивостокский фуникулёр гораздо моложе — он появился в мае 1962 года, но сейчас выглядит, как действующий экспонат технического музея, поскольку и дизайн вагонов, и оформление станций остались неизменными с тех времен.
Сам фуникулёр является довольно-таки редким для нашей страны видом транспорта. В Приморье он единственный, а в России, как говорят знающие люди, покататься в ползущих в гору вагончиках можно еще в Сочи, но при этом Владивостокский фуникулер доступен всем желающим, а сочинский, только отдыхающим санатория, к которому он проложен.
С приморским фуникулёром также связана историческая «легенда» — говорят, что после поездки в США, Никита Сергеевич Хрущев, в то время руливший страной, решил превратить Владивосток в советский Сан-Франциско. Во исполнении воли высшего руководства был разработан и реализован проект строительства фуникулёра. На этом возведение отечественного Сан-Франциско завершилось (вероятно, по той же причине, что и отказ от кукурузы — из-за ухода инициатора преобразований на пенсию), а жители Приморского края получили удивительную достопримечательность, до сих пор привлекающую туристов.
Впрочем, фуникулёр выполняет и чисто утилитарную функцию. Здесь располагаются исторические здания Дальневосточного федерального университета, причем часть факультетов у подножия сопки, часть — на ее вершине. Для того, чтобы перейти из здания в здание, нужно преодолеть лестницу с более чем тремястами ступенями. На фуникулере этот путь занимает всего 2 минуты и обходится пассажиру в 14 рублей.
За рейс вагончик опускается или поднимается на высоту около 70 метров. Верхняя станция необычной железной дороги находится недалеко от смотровой площадки, которую обязательно нужно посетить, чтобы обозреть весь Владивосток с одной из самых высоких доступных для посещения точек город.
Поездка в фуникулере сама по себе похожа на аттракцион, о чем я уже писал выше. Первое — необычно наклоненный вагон, который, кажется, готов сорваться вниз с довольно крутого склона.
Второе — когда фуникулер приходит в движение, кабины начинают двигаться навстречу друг другу и кажется, что столкновение неизбежно. Посредине пути на разъезде вагончики благополучно расходятся друг с другом, в очередной раз счастливо избегая катастрофы.
Наконец, с фуникулера открывается великолепный вид на залив Золотой Рог и мост через него, который, кстати говоря, чем-то все-таки роднит Владивосток с Сан-Франциско.
С технической точки зрения фуникулер является очень экономичным видом транспорта — работая в паре, вагончики в уравновешивают друг друга и тот, что спускается вниз, выполняет роль противовеса для карабкающегося в гору. В результате электроприводу, который тянет трос, связывающий пассажирские кабины, приходится лишь преодолевать трение троса и разницу в весе между поднимающимся и спускающимся вагонами. Это усилие гораздо меньше, чем если бы мотор просто затаскивал с помощью лебедки груз по склону.
В качестве «бонуса», тем, кто дочитал сегодняшний пост, размещаю фотографию необычного памятника — неподалеку от нижней станции фуникулёра стоит грустный Пушкин. Депрессивный классик русской поэзии напоминает провалившего экзамен студента и, может быть, именно для напоминания нерадивым ученикам и был поставлен монумент? Не знаю, но действительно такого щуплого и печального поэта я пока больше нигде не видел.
Полезная информация
Цена проезда (по состоянию на апрель 2018 года) — 14 рублей
Фуникулер работает ежедневно с 7-00 до 20-00 без перерывов и выходных.