Башня Ворошловской батареи

Главный калибр Владивостока

Какая есть связь между Петербургом, Кронштадтом, Севастополем и островом Русский во Владивостоке? Это же очевидно — море. А еще эти места прямо-таки насыщены военными объектами начала XX века. Все это правильно. Но есть еще один более удивительный факт — всех их весьма своеобразно объединяет линкор «Полтава», бесславно закончивший свои дни на дне Балтики под именем «Михаил Фрунзе». Линкор Полтава

Но давайте по-порядку. Сам корабль, построенный в начале XX века и не обладающий сколь-либо значимыми боевыми заслугами, в 1920-х годах пришел в негодность от пожара, находясь у стенки Адмиралтейского завода в Петербурге. Позже, уже во время войны, линкор затонул по пути в Кронштадт, куда его буксировали по Балтике, чтобы сделать ложной целью для немецкой авиации. Незавидная судьба для боевого корабля…

Башня Ворошловской батареиЗато корабельным орудиям повезло больше. Пушки главного калибра в начале 30-х годов были перевезены во Владивосток и по сегодняшний день находятся на острове Русский. Оставшиеся орудия с несчастного линкора попали в Севастополь, и там же, в Севастополе, находится береговая батарея, аналогичная Владивостокской батарее Ворошилова, о которой сегодня пойдет речь. Вот такие вот переплетения истории, общая точка которых сходится на линкоре «Полтава», большую часть своей жизни простоявшем в ожидании то ли модернизации, то ли сдачи на металлолом.
В день, когда я собрался поехать на Ворошиловскую батарею, остров Русский был окутан густым туманом. Дорога, идущая со знаменитого вантового моста через пролив Босфор Восточный, закончилась тупиком, вправо от которого в туман ушла грунтовка, сохранившаяся, наверное, с тех времен, когда батарея была еще секретным военным объектом. Никаких указателей. Просто дорога, тишина и туман, нагонявший таинственности…
Если погуглить интернет, то можно узнать, что в 1931 году в СССР сильно озаботились безопасностью восточных рубежей страны и, опасаясь злобных самурайских воинов, решили возвести на острове Русский артиллерийскую батарею, которая смогла бы показать неприятелю «Кузькину мать». Хотя нет, «Кузькиной матерью» мы буржуям угрожали позже, уже при Хрущеве, а при Сталине с подачи Климента Ворошилова, в 1932 году, на острове Русский началось строительство секретного военного объекта.

Панорама с орудийной башнейБатарею построили всего за 2 года, проявив при этом массу инженерной выдумки и, наверняка, трудового героизма. Ведь береговая батарея стоит на сопке, и затащить сюда строительные материалы было очень даже не просто. Наибольшее восхищение, конечно же, вызывают две громадные корабельные башни главного калибра с уже упомянутого выше линкора «Полтава». Каждая башня грозит неприятелю тремя стволами гигантских пушек длиной более 15 метров каждая.

Сьвло орудия Ворошиловской батареиДоставка всей этой груды металла была организована весьма оригинально. Строители соорудили временную железную дорогу, по которой от берега близлежащей бухты доставлялись необходимые материалы. Однако затащить в гору стволы и орудийные башни было невозможно — паровоз просто не смог бы подниматься вверх по склону по рельсам с таким грузом. А вот скатываться вниз — это возможно. В итоге было придумано оригинальное решение — паровоз тянул груз на гору, сам скатываясь с нее. Для этого платформу к локомотиву крепили через трос, перекинутый через блок. Паровоз разгонялся с горы и сдергивал платформу с грузом, которая по своим рельсам двигалась в противоположном направлении и поднималась вверх, пока у локомотива хватало сил и инерции двигаться вниз. Как только движение прекращалось, в действие вступали специальные тормоза, упиравшиеся в шпалы, чтобы груз не покатился назад. Паровоз снова поднимался вверх, разгонялся и отрезок за отрезком затаскивал груз наверх.

Пороховой погребКорабельные башни — всего лишь видимая часть батареи, основание которой уходит на 3 этажа под землю.

Пороховой погребВнизу под башней располагается целый «дом» — со складом боеприпасов и казармой.

Склад снарядовСклад снарядовСклад снарядовПо стилистике все это напоминает японские мультфильмы типа «Шагающего замка» — масса механизмов, рычажков труб, маховиков и прочей непонятной начинки, которая вызывает восхищение своими хитро устроенными сплетениями.

Механизмы орудийной башниМеханизмы орудийной башниНа батарее установлены две корабельные орудийные башни и, что меня поразило больше всего, при ошибке наводчика вторая башня может садануть здоровенным снарядом прямо в «спину» внесенной вперед к долине первой башне. Между собой боевые посты связаны подземным ходом длиной 250 метров в середине которого находится подземная электростанция, превращающая батарею в автономный «наземный линкор». Правда, вход для посетителей закрыт.

Орудийная башняКазенная часть орудияВсе сделано основательно и, что называется, «на века». Хотя в боевых действиях батарее так и не удалось поучаствовать, но одно ее присутствие остановило японцев от мысли нападать на Советское Приморье.

Казарма под орудийной башней
Расчет каждой башни составлял 75 человек и в боевых условиях моряки должны были размещаться на первом подземном этаже, где устроен кубрик со откидными дощатыми спальными местами. Сейчас там несколько мрачноватая музейная экспозиция.

Телеграф управления стрельбойИнтересный факт — с береговой батареи не видно моря. Точно также как и с моря не видно саму батарею. Из-за этого пост наведения находился отдельно выше самой батареи на горе в 1,5 километрах от позиции. Стреляли пушки, а учебные стрельбы проводились регулярно, по указаниям с командного пункта, не видя цели. По словам служителей, настоящий боевой выстрел был произведен лишь однажды, все остальные стрельбы выполнялись учебными снарядами. Хотя, быть может, это всего лишь интересная легенда.
Как боевая единица в составе вооруженных сил береговая батарея им.К.Е.Ворошилова просуществовала до 1997 года, последние стрельбы состоялись в 1992 году. С тех пор пушки молчат, став музейным экспонатом, и вызывают восхищение своими габаритами. Кстати, находясь в башне, попробовал покрутить маховички наведения — все работает очень плавно и особых усилий для этого не требуется. Так же плавно и легко приходит в движение бронедверь, закрывающая вход в орудийную башню. А ведь конструкция была разработана и изготовлена в Петербурге на Путиловском заводе еще в начале XX века. Дух того времени сохранился на батарее — массивные латунные детали, гигантские стволы, плавный ход, много металла и бетона… Кажется, время тут остановилось…

Цены на билеты в Ворошиловскую батарею
Посещение батареи не обременительно для кошелька — входной билет стоит всего 100 рублей. Однако если хочется фотогравировать (даже телефоном), надо уплатить еще 100 рублей за маленькую бумажку со штампом — разрешение на осуществление фотосъемки.

Партизанская деревняПартизанская деревняПартизанская деревняВокруг батареи сегодня разбит военно-исторический парк с бутафорской партизанской деревней, тиром и площадкой, на которой выставлены образцы боевой техники. Но по сравнению с подлинной исторической береговой батареей все это выглядит не так привлекательно.

Выставка военной техникиХотя, признаюсь, не отказал себе в удовольствии забраться на танк — вблизи боевая громадина тоже весьма впечатляет…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *