В прошлый раз я рассказывал о Музее Города — филиале Приморского государственного музея имени В.К.Арсеньева На улице Петра Великого. Теперь речь о центральном здании, которое располагается недалеко от железнодорожного выказала и центральной площади города, на улице Светланской.
Музей находится построенном в начале XX века здании, в котором до 1920-х годов располагались банковские учреждения.
Это, кстати, отложило отпечаток на экспозицию — впервые увидел краеведческий музей, с огромными панорамными окнами, выходящими на улицу. Экспозиция первого этажа из-за этого выглядит очень необычно, просторно и воздушно.
Музей занимает 3 этажа и, в общем-то, является традиционным «краеведческим»: обзорная информация о природе, истории края, его освоении. Исторические артефакты, некоторое количество сушеных представителей фауны и прочие вещи, имеющие важное историческое значение, но при этом для обычного посетителя представляющие «антикварный набор» малопонятных предметов.
В экспозиции первого этажа частично воссоздана обстановка гробницы древнего правителя этих мест, князя Эсыкуя, чья резиденция находилось вблизи нынешнего Уссурийска. Не будучи историком, мне трудно рассказать что-то вразумительное о том, кем был это князь, но, похоже, в свое время для местных он был большой «шишкой». Если погуглить, то можно найти сведения о том, что Эсыкуль создал государство Чжурчджэней, получившее название «Золотой Империи» (Цзинь — на китайском языке). В общем, предметы на первом этаже имеют общемировое значение и, наверное. для историков представляют немалую ценность.
Мне же, как обычному посетителю очень понравилась коллекция холодного оружия в соседнем зале (присмотритесь внимательно — ее видно на фотографии).
Да, хотел бы отметить, что залы музея оформлены очень стильно и современно. К примеру, используется очень наглядная и понятная нумерация залов, характерная для «цифрового века» — первая цифра этаж, вторая — номер зала. В экспозициях используются проекторы, играет соответствующая тематике музыка, работают интерактивные мониторы. Как говорится, все на уровне и вполне соответствует оборудованию европейского музея. Знаете, это приятно. Однако вернемся к экспонатам и поднимемся этажом выше.
На втором этаже расположена экспозиция, рассказывающая об истории земель, о коренных народах и освоении Сибири и Дальнего Востока представителями Российской Империи.
Тогда же, кстати, попутно была «освоена» и северная Америка — по праву первооткрывателей Россия получила в свое распоряжение Аляску, о контрой до сих пор сожалеют наши соотечественники, если судить об этом из песен «Любэ». Правда, причем тут Екатерина, которую певцы обвиняют в неправоте, не понятно. Русскую Америку продали в марте, а передали США в октябре 1867 года. Государем-императором в это время был Александр II…
Экспозиция второго этажа заканчивается смутными революционными временами и интервенцией 1920-х годов. Надо сказать, период этот очень интересный и в мои школьные времена, вообще почти не затрагивавшийся. Что-то там на краю земли было, какие-т о партизаны, интервенты, а потом, р-р-раз и Советская власть, Советское приморье и бои с японцами на Халкин-Голе.
Оказывается, что на протяжении больше чем пяти лет после Революции (или Октябрьского переворота, если так удобнее), Приморье еще жило по укладу дореволюционной России — с банками, китайским кварталом, опиумными курильнями и прочими «старорежимными» безобразиями.
В экспозиции об этом рассказывается довольно интересно и подробно — с примерами и образцами предметов того времени. Очень все наглядно.
А вот дальнейшее время, как-то и не освещается. То ли экспозиция еще не готова. то ли, не имея четких преставления о том, «как надо» подавать исторические события советского времени, музейщики решили воздержаться от создания залов этого периода.
На третьем этаже располагаются экспонаты, связанные с жизнью В.К.Арсеньева — великого исследователя Приморского края. Он и научной деятельностью занимался, и увлекательные художественные произведения писал. Этакий живой представитель исследователей из произведений Жюля Верна. Грустно, но, наверное, эпоха исследователей-одиночек ушла в прошлое. Да и жизнь самого В.К. Арсеньева после революции не сложилась. Его самого власть, конечно, не тронула, а вот после его смерти семья горя натерпелась. Экспозиция об этом рассказывает, но все-таки основное место уделено экспедициям великого исследователя.
Завершается экскурсия временной выставкой, посвященной американке Элеоноре Лорд Прей. Он прибыла с мужем во Владивосток в 1894 году и прожила тут до 1930 года, когда была вынуждена покинуть Россию. Американка стала знаменита своими письмами, которые с дневниковой точностью описывали ежедневную повседневную жизнь приморского города. Конечно, она относилась к классу «буржуинов», поэтому и письма ее описывают обычаи нравы, в первую очередь более обеспеченных слоев общества, к примеру, о поездках для игры в теннис на остров «Русский», где располагались офицерские корты. Тем не менее, письма — это очень полный и подробный рассказ о почти сорокалетнем периоде жизни Владивостока.
В угоду китайским туристам, до сих пор падким на революционные памятники советской эпохи, на первом этаже музея, направо за кассой, подготовлена отдельная экспозиция, посвященная Владимиру Ильичу Ленину.
Ничего особенного, но оформление стильное — затянутые кумачом экспозиционные залы и экспонаты из советской эпохи с изображениям вождя мирового пролетариата. Когда-то они окружали нас повсюду и были предметами повседневного быта, теперь вызывающие легкую ностальгию по ушедшему времени.
Закончить же сегодняшнюю зарисовку хочу… туалетом. Точнее тем, как необычно оформлено помещение, предваряющее входы в помещения с «человечками» на дверях. Масса книг и комната со скамьей, напоминающая библиотеку. Согласитесь, неожиданно.
Полезная информация
Стоимость билета для взрослого — 200 рублей
Ссылка на творчество Элеоноры Лорд Прей — «Письма из Владивостока«