В минувшие выходные я посетил музей имени В.К.Арсеньева во Владивостоке и узнал интересную подробность — оказывается, по этим названием скрывается сразу несколько музейных экспозиций, расположенных в разных частях столицы Приморья. Центральное здание располагается на Светланской улице, сравнительно недалеко от железнодорожного вокзала. Чуть подальше, если двигаться к мосту через бухту Золотой рог, на улице Петра Великого, находится «Музей города».
Плюс к тому имеются два мемориальных дома-музея. Первый — дом, в котором жил сам Арсеньев, второй — дом чиновника Суханова.
На сегодняшний день мемориальный музей В.К.Арсеньева, закрыт на реэкспозицию, но обещают, что в мае все будет готово для посещений. Дом Суханова, кстати, очень интересный и уютный музей — это тема для отдельного рассказа. Сегодня же речь пойдет о «классической» музейной площадке на Петра Великого. Ориентир — арка, сооруженная в честь прибытия в город наследника Цесаревича Николая, будущего Императора Николая II. Вход в экспозицию неприметен и находится почти сразу за аркой слева, если спускаться со стороны улицы Светланской к набережной.
Музей, на момент моего посещения, оказался частично закрыт. Доступны были две экспозиции — зал, посвященный кораблям Русско-Японской войны 1904-05 годов, и очень трогательная инсталляция о жизни семей моряков, проводящих значительную часть жизни в море.
Остальная часть музея закрыта на реэспозицию, а залы на чердаке будут открыты только после ночи музеев в середине мая. Причина — помещения не отапливаются и там холодно.
Зал, посвященный памяти русских моряков, защищавших восточные рубежи Отечества в столкновениях с японцами, весьма трагичен. Экспозиция, как и следовало ожидать, начинается с крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», принявших бой в окрестностях корейского порта Чемульпо , но не спустивших Андреевского флага в неравном бою с японским флотом.
Интересный факт — «Варяг», оказывается, не погиб в бою при Чемульпо. Ну, то есть крейсер, конечно, был поврежден и конкретно в том бою погиб. Но история корабля, как боевой единицы, закончилась намного позже.
В бою с японцами корабль получил серьезнейшие повреждения и был затоплен экипажем, но не взорван, как это случилось с «Корейцем». Вообще-то и «Варяг» должны были взорвать, но находившиеся в порту совсем рядом с местом боя капитаны иностранных судов, опасались, что взрыв боезапаса крейсер может повредить их корабли. Командование крейсера пошло навстречу коллегам и крейсер был затоплен, но не взорван. Позже, это позволило японцам поднять корабль со дна и приспособить его в качестве учебного судна.
В 1916 году, для меня это было открытием, Россия выкупила корабль у Японии, и «Варяг» снова вошел в состав Российского флота. В 1917 году крейсер отправился на ремонт в Великобританию, но назад уже больше не вернулся — Советская Россия отказалась оплачивать стоимость выполненных работ, и крейсер был сдан на металлолом. При буксировке на разделку судно затонуло у берегов Шотландиии и долгие годы остов легендарного корабля еще был виден в море на мели близ шотландских берегов. Говорят, что остатки «Варяга» и сегодня лежат на дне моря вблизи Шотландии.
Рассказывать обо всех экспонатах, наверное, нет необходимости. Просто несколько фотографий.
Второй зал — это большая инсталляция, посвященная ритму приморского города, вся жизнь которого складывается из прощания, ожидания и встречи тех, кто остается на берегу, и тех, кто на долгие месяцы уходит работать в море.
Вся обстановка — это сочетание личных вещей, которые моряки передали музею, и музейных экспонатов 60-70-х годов, которые вместе создают атмосферу той эпохи.
Лучший подарок — жвачка, предмет желания — джинсы и импортный радиоприемник. Кораллы и большие морские раковины — на память о дальних странах.
Перетекая от начала к концу, экспозиция создает какое-то домашнее ощущение того, как семьи моряков приспосабливаются к своеобразному ритму жизни своих кормильцев. Трогательно.
Кульминация — фильм «Полтора часа до объятий» киностудии «Дальтелефильм», который был снят всего за один день, когда родные вышли встречать возвратившуюся во Владивосток после девятимесячной работы в море китобойную флотилия «Советская Россия». Основа фильма — эмоции моряков и ожидающих их на берегу людей в те полтора часа, которые судно швартуется к родному пирсу. Кстати, подобный же прием использовали и создатели фильма «Реальная любовь», если помните, там в качестве художественного приема используются документальные съемки встреч в лондонском аэропорту. Отечественные режиссеры опередили англичан с этим, как минимум на 30 лет.
При желании фильм «Полтора часа до объятий» можно посмотреть на YouTube — в конце публикации есть ссылка. Правда, по стилистике кино это больше похоже на любительскую съемку…
Получилось уже слишком длинно. Продолжение о посещении основной экспозиции на улице Светланской напишу отдельным постом.
Полезная информация
Цена билета — 200 рублей
Ссылка на официальный сайт музея
Ссылка на фильм «Полтора часа до объятий» на YouTube